началособытияартисты балетаартисты оперыфотографыVIP-гостиспектаклипрессаpr.bolshoi.netссылкибиблиотекапочта артистамфорумгостевая книга
 
Антонова Елизавета Ивановна
Авдеева Лариса Ивановна
Батурин Александр Иосифович
Большаков Григорий Филиппович
Борисенко Вероника Ивановна
Вербицкая Евгения Матвеевна
Гагарина Варвара Дмитриевна
Давыдова Вера Александровна
Звездина Мария Николаевна
Иванов Андрей Алексеевич
Иванов Алексей Петрович
Ивановский Владимир Викторович
Лемешев Сергей Яковлевич
Лисициан Павел Герасимович
Легендарные имена
30-е начало 60-х
(бас-баритон)

Место рождения Александра Иосифовича - местечко Ошмяны, под Вильнюсом (Литва). Будущий певец происходил из семьи сельского учителя. Его отец умер, когда Александру исполнился всего только год. На руках у матери, кроме маленького Саши, было ещё трое детей, и жизнь семьи протекала в большой нужде.

В 1911 году семья Батуриных переезжает в Одессу, где через несколько лет будущий певец поступает на курсы автомехаников. Чтобы помочь матери, он начинает работать в гараже и в пятнадцать лет уже водит автомашины. Возясь с моторами, молодой шофёр любил петь. Однажды он заметил, что вокруг него собрались коллеги по работе, с восхищением слушающие его красивый молодой голос. По настоянию друзей Александр выступает на вечере самодеятельности в своём гараже. Успех оказался столь значительным, что на следующий вечер пригласили профессиональных певцов, которые дали высокую оценку А.И.Батурину. От союза транспортных рабочих будущий певец получает направление на учёбу в Петроградскую консерваторию.

Послушав пение Александра Иосифовича, Александр Константинович Глазунов, который был тогда ректором консерватории, дал следующее заключение: "Батурин обладает выдающимся по красоте, силе и объёму голосом теплого и сочного тембра..."

Выдержавшего вступительные экзамены певца принмают в класс профессора И.Тартакова. Александр Иосифович учился в это время хорошо и даже получал стипендию им.Бородина. В 1924 году Батурин заканчивает с отличием Петроградскую консерваторию. На выпускном экзамене А.К.Глазунов делает запись:" Превосходный голос красивого тембра, сильный и сочный. Ярко талантлив. Ясная дикция. Пластическая декламация. 5+(пять с плюсом) ".

Нарком по просвещению, ознакомившись с этой оценкой знаменитого композитора, направляет молодого певца для совершенствования в Рим. Там Александр Иосифович поступает в Музыкальную академию, где занимается под руководством знаменитого Маттиа Баттистини. В миланском театре Ла Скала Батурин поёт партии Дона Базилио и Филиппа II в "Дон Карлосе", а затем выступает в операх "Бастьен и Бастьенна" В.А.Моцарта и "Колен" К.В.Глюка. А.И.Батурин побывал также и в других городах Италии, участвуя в исполнении "Реквиема" Д.Верди, выступая в симфонических концертах. После окончания Римской академии певец совершает гастрольную поездку по Европе, посещает Францию, Бельгию и Германию, а затем возвращается на родину, и в 1927 году его зачисляют солистом в Большой театр.

Первое его выступление в Москве состоялось в партии Мельника ("Русалка"). С тех пор Александр Иосифович исполнил на сцене Большого множество ролей. Он пел как басовые, так и баритоновые партии, потому что диапазон его голоса необычайно велик и позволял справляться с партиями Князя Игоря и Гремина, Эскамильо и Руслана, Демона и Мефистофеля.

Такая широта диапазона явилась результатом напряжённой работы певца над постановкой голоса. Сказались, конечно, и отличная вокальная школа, которую прошёл Александр Иосифович, и приобретённое им умение пользоваться различными регистрами голоса, и изучение техники звуковедения.

Особенно интенсивно работает певец над образами русской оперной классики. Слушатели и критика особо отмечают созданные артистом образы Пимена в "Борисе", Досифея в "Хованщине", Томского в "Пиковой даме".

С теплым чувством вспоминал Александр Иосифович Н.С.Голованова, под руководством которого он приготовил партии Князя Игоря, Пимена, Руслана и Томского.

Творческий диапазон певца расширило знакомство с отечественным фольклором. А.И.Батурин проникновенно пел русские народные песни. Как отмечала критика тех лет: "особенно удаются ему "Эй, ухнем" и "Вдоль по Питерской"..."

В годы Великой Отечественной войны, когда Большой театр находился в эвакуации, в Куйбышеве(Самара), на сцене его была осуществлена постановка оперы Дж.Россини "Вильгельм Телль". Александр Иосифович, исполнявший заглавную партию, так рассказывал об этой работе: "Мне хотелось создать яркий образ мужественного борца с угнетателями своего народа, фанатически защищающего свою родину. Я долго изучал материал, старался ощутить дух эпохи, чтобы нарисовать правдивый реалистический образ благородного народного героя." Разумеется, вдумчивая работа принесла свои плоды.

Много внимания уделял Александр Иосифович работе над обширным камерным репертуаром. Он с увлечением исполнял произведения современных ему композиторов. А стал первым исполнителем посвящённых ему Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем шести романсов.

Принимал А.И.Батурин участие и в симфонических концертах. К числу удач певца современники относили исполнение им сольных партий в девятой симфонии Бетховена и симфонии-кантате "На поле Куликовом" Шапорина.

Александр Иосифович снялся в трёх кинофильмах: "Простой случай", "Концерт-вальс" и "Земля".

После войны в Московской консерватории А.И.Батурин вёл класс сольного пения. Он подготовил также научно-методический труд "Школа пения", в котором стремился систематизировать свой богатый опыт и дать подробное описание приёмов обучения пению. С его участием был создан специальный фильм, в котором широко освещены вопросы вокальной теории и практики.

Долгое время в Большом театре А.И.Батурин работал педагогом-консультантом.

Диско- и видеография:

Среди аудиозаписей певца в последние годы были изданы:

1. "Пиковая дама", первая полная запись оперы в 1937 году, партия Томского, хор и орк.ГАБТа, дирижёр - С.А.Самосуд, в ансамбле с К.Держинской, Н.Ханаевым, Н.Обуховой, П.Селивановым, Ф.Петровой и др.

(В данный момент эта запись выпущена за рубежом на CD.)

2. "Пиковая дама", вторая полная запись оперы 1939 года, партия Томского, хор и орк. ГАБТа, дирижёр - С.А.Самосуд, в ансамбле с К.Держинской, Н.Ханаевым, М.Максаковой, П.Норцовым, Б.Златогоровой и др.

(Эта запись также выпущена за рубежом на CD.)

3. "Иоланта", первая полная запись оперы 1940 года, партия врача Эбн-Хакия, хор и оркестр ГАБТа, дирижёр - С.А.Самосуд, в ансамбле с Г.Жуковской, А.Большаковым, П.Норцовым, Б.Бугайским, В.Левиной и др.

(В последний раз эта запись выпускала на грампластиках "Мелодия" в 1983 году. Нa CD эта запись пока мне не встречалась.)

4. "Князь Игорь", первая полная запись 1941 года, партия Князя Игоря, хор и оркестр ГАБТа, дирижёр - А.Ш.Мелик-Пашаев, в ансамбле с С.Пановой, Н.Обуховой, И.Козловским, М.Михайловым, А.Пироговым и др.

(В настоящее время эта запись переиздана на CD у нас и за рубежом.)

Александр Марасанов
   
copyright © www.adagio.ru